Для меня вопрос, как научить ребенка читать, всегда стоял в паре с «а надо ли?». Ведь обучение чтению — это программа первого класса. И потому проверка техники чтения при поступлении в первый класс не является обязательной. Первоклассникам, приходящим в обычную школу с умением читать, на уроках с «мама мыла раму» становится скучно и пропадает интерес к школе. Подобную проблему наблюдала не раз. Может быть, когда в будущем наша педагогика пойдет по другому пути обучения, момент обучения чтению перестанет быть спорным. Гораздо важнее развивать у крохи внимание, память и мышление. Однако если вы все-таки задались целью научить малыша читать, то к вашим услугам три методики, отвечающие на вопрос, как научить ребенка читать.
Традиционная
Это самая древняя, использующаяся в школах методика. Обучение строится по фонемному принципу. Все буквари ориентируются как раз на этот принцип. То есть вначале предлагаются буквы и звуки. Потом необходимо пройти самый трудный период обучения — понять, как соединяются звуки в слоги. Показать это на примерах не получается, так как сам принцип соединения является полной абстракцией. Поэтому зачастую требуется немало времени, чтобы кроха понял эту закономерность. А как научить ребенка читать, если он не понимает эту связь? На практике данный метод является самым тяжелым, но, если соединить его с игрой, музыкой или еще чем-то интересным для малыша, то все может пройти гораздо легче. Мы с дочкой долго мучились, пытаясь научиться по данному принципу. Она никак не могла понять соединение, пока я не предложила ей пропевать его. Эффект был моментальный, так как она музыкально одаренный карапуз.
Слоговая
Данная методика оказалась более прогрессивной. Доработана она была к 80-х годам двадцатого века. Заниматься по ней оказалось возможным с 2 лет. Рассматривая проблему, как научить ребенка читать, некоторые педагоги пошли по слоговому принципу: МУ — МО — МА — МЭ — МЫ, МЮ — МЕ — МЯ — МЕ – МИ.
К данному разделу относится и метод Зайцева, основанный на складовом принципе, который при систематическом занятии преподносит неплохие результаты. Однако проблемой являются сами кубики (их сборка и наполнение), а также необходимость, чтобы сначала мама обучилась работе с данными кубиками.
Слоговая техника широко применяется в центрах, где осуществляется раннее развитие ребенка.
Целые слова
Звуки, буквы, слоги… Глен Доман, раздумывая над тем, как научить ребенка читать, обратился сразу к целым словам! Работать по Доману можно с того времени, как малыш научится смотреть и слушать. Наученные с дочерью горьким опытом традиционной методики, с сыном мы обратились к Доману в полгода. Ему интересно, так как в методике нет прямого указания на обучение: смотрит на интересные картинки и повторяет при желании. Так как у меня нет цели поскорее обучить кроху чтению, то пока мой сын еще в процессе, поэтому окончательные выводы я вам привести не могу. Плюс такого подхода в том, что в нем отсутствует этап проговаривания букв и слогов, что помогает развитию настоящего скорочтения. Кроха путем зрительного восприятия запоминает слова целиком, связывая их с соответствующими предметами.
В вопросе, как научить ребенка читать, главное не переусердствовать. Какую бы методику вы ни выбрали, маленькому грамотею должно быть интересно в процессе занятий.
Поделиться в соц. сетях
Похожие статьи:
- Хотите узнать, как научить ребенка считать? Развитие ребенка не должно соприкасаться с принципом «чем раньше — тем лучше». Для всего есть свое время, свой возраст. Есть такой возраст и для формирования умения считать —...
Светлана
Да, научить ребенка читать — большая проблемы для меня. Мой сын никак не хочет понимать, что слова друг от друга отделяются и читает все предложение одним словом.
Лариса
Учу своего сына читать, но ему не нравится это занятие, как только не пытаюсь заинтересовать, не хочет и все тут, максимум минуты на 3-5 его интереса хватает. Занимаемся через день. Хотя ребенок усидчивый.